Методика М. Монтессори

На сегодняшний  день система Марии Монтессори –  одна из самых востребованных методик  развития ребенка. Развитие детей по методике Монтессори – это    свобода  и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа одновременно.

Свою педагогическую методику Мария Монтессори (выдающийся итальянский врач, педагог, учёный, философ) называла системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде.

Системе Монтессори более 100 лет, но в России она стала известна только в 90-е годы прошлого века.

Главной задачей Монтессори-педагогики является интеллектуальное и психологическое развитие ребенка.

Основной отличительной чертой этого метода является воспитание без принуждения. Взрослым надо понимать, что если ребенок учится чему-либо под принуждением, это не только малоэффективно, но может нанести вред психике ребенка.

Монтессори метод основан на естественном пробуждении интереса ребенка в соответствии с его физиологическими особенностями и внутренними психическими потребностями. Для достижения этой цели используются основные психоло-педагогические принципы Монтессори и специальная среда Монтессори.

Основные принципы методики

1)      Помоги мне это сделать самому

Все, что ребенок может делать самостоятельно, он должен сделать сам, помощь взрослого не должна превалировать, в результате у детей развиваются:

  • самостоятельность, уверенность в собственных силах;
  • удовлетворение потребности во взрослении.

2) В одной группе дети разного возраста

  • младшие учатся у старших;
  • старшие приобретают лидерские черты;
  • формируются взаимопомощь, сотрудничество и терпеливость;
  • появляется ответственность и уверенность;
  • дети обучают друг друга, становясь активными участниками процесса.

3) Отсутствие постоянных оценок взрослого

Педагог не оценивает ребенка, а говорит о своем отношении через чувства и учит ребенка адекватно оценивать самостоятельно свою деятельность, что дает в результате:

  • формирование независимости от чьей-либо оценки;
  • умение заниматься, потому что это интересно, а не за поощрение или боязни наказания;
  • умение объективно оценить себя.

 4) Не сравнивать ребенка с другими

Оценивается уровень и качество достигнутого «я вчера» и «я сегодня», а не «я по сравнению с другими», в результате:

  • формирование позитивного самооценки, благоприятного образа «Я»;
  • самодостаточность и уверенность.

5) Свобода выбора

 Ребенок имеет право самостоятельно выбирать вид деятельности в группе, педагог побуждает интерес, но не принуждает, в результате:

  • ребенок учится лучше понимать себя и свои желания, учится делать выбор
  • свобода выбора формирует инициативность.

6) Наличие обязательных правил, которые помогают решить важные задачи:  

  • «материал или игрушки после работы или игры обязательно нужно поставить на место, откуда его взял ребенок» - малыш приучается к порядку и учится доводить дело до конца.
  • «работа с монтессори-материалом проходит на специальных ковриках или столиках» - ребенок учится организовывать свое рабочее место и рационально использовать пространство;

«если нужный монтессори-материал занят, надо подождать, можно спросить разрешения присоединиться, но если ребенок не получил согласия – надо отойти, взять другой материал или наблюдать» - ребенок учится уважать личное пространство и права других детей.

Что такое среда Монтессори?

   Среда Монтессори– это целый мир, в котором находится ребенок во время занятий, наполненный сотнями интересных для него предметов и где ребенку предоставляется возможность свободы выбора познавательной деятельности. Среда Монтессори состоит из специальных дидактических материалов и пособий (если говорить простым языком специальных развивающих «игр», предметов), занимаясь с которыми ребенок получает всестороннее развитие. Очень важно, что все, что находится в комнате Монтессори, расположено таким образом, что ребенок может самостоятельно это достать и начать работу. Монтессори среда имеет четкое разделение на различные зоны:

   1) Зона практической жизни

   Здесь ребенок знакомится с такими простыми для нас и очень сложными для него самыми разнообразными навыками: от застегивания пуговиц и молний до мытья посуды и умения пользоваться ножом. Он учится обращаться с пипеткой, щипцами, щеткой, салфеткой, полотенцем, губкой. Он переливает воду, пересыпает зерно, делает мыльные пузыри, стирает, гладит, и даже учится чистить обувь. Ребенку предлагается освоить навыки соответственно его возрасту, так что волноваться за его безопасность не стоит.

   2) Зона сенсорного развития

   Является одной из самых важных для ребенка, так как он познает мир с помощью органов чувств. В этой зоне с помощью специальных обучающих материалов Ваш ребенок в игровой форме научится различать цвета и их оттенки, силу звука, знакомиться с понятиями формы, величины, длины, ширины, разнообразит свои тактильные ощущения. В этой зоне ребенок утончает свое восприятие, расширяет словарный запас, развивает воображение и наблюдательность.

   3) Зона причинно-следственной связи

   Здесь ребенок научится осознавать результат своих действий, объединять простые действия в более сложные. Специальное оборудование дает возможность наблюдать за процессом взаимодействия предметов и устанавливать причинно-следственные связи. В процессе занятий в этой зоне, ребенок используя свои умения, отслеживает получаемые результаты и исправляет допускаемые ошибки, в результате развивается мышление ребенка. Помимо этого у малыша вырабатывается координация работы рук и глаз, развивается тонкая моторика.

   4) Зона речевого развития

   В детском возрасте, как ни в каком другом, происходит расширение словарного запаса, именно поэтому важно, чтобы ребенка окружала среда, дающая много новых впечатлений и ощущений для возможности освоения новых понятий. В этой зоне много материалов для изучения новых слов, составления предложений,  координированной работы пальцев для подготовки к письму, для более старших детей есть множество материалов для обучения письму и чтению. Для детей до 3-х лет – эта зона представлена самыми разнообразными материалами для расширения словарного запаса и усвоения новых понятий.

   5) Зона изучения математики

   Эта зона располагается группах 3-6 лет и представляет собой набор разнообразнейших интересных материалов, с помощью которых Ваш ребенок может научиться складывать и вычитать, умножать и делить, а самое главное – понимать смысл арифметических действий. Изучение математики в Монтессори-педагогике – одна из сильнейших ее сторон, что признается даже сторонниками других методов обучения

   6) Зона развития мелкой моторики и упражнений с сыпучими материалами

   Эта зона специально создана для детей трех лет жизни  и располагается в группах для детей от 8 месяцев до 3-х лет. Именно в этом возрасте ребенок переживает период особого интереса к мелким предметам, и этот интерес должен иметь выход в виде занимательной для ребенка, осмысленной деятельности. При помощи многочисленных манипуляций с мелкими предметами, их сортировки, пересыпании и т.д. лучше всего развивается мелкая моторика, которая так важна для развития Вашего малыша.

   7) Зона творчества

   Это зона самовыражения ребенка, для него предоставлены самые разные материалы для творчества, с помощью которых даже малыш может создать свое произведение. 

   8) Зона космоса

   Эта зона представлена в группах для детей от 3 до 6 лет, зона сделана для формирования у ребенка представления об окружающем мире. Здесь ребенок начинает изучать историю, географию, биологию и даже астрономию. Здесь может находиться масса всего интересного: комнатные растения, всевозможные карты, глобусы, календари, инвентарь для безопасных опытов и многое другое.